Обзор видеокарты SAPPHIRE NITRO Radeon RX 460 4G D5: последний бастион геймера
Третий и самый «щуплый» адаптер на архитектуре Polaris поступил в продажу. Получается, что этим летом AMD застолбила целых три места в «партере», предоставив геймерам ускорители графики в диапазоне от 109 до 240 долларов США. Конкурировать в более высоком дивизионе с NVIDIA компания не стала. Доступный гейминг — новый девиз «красных». По-настоящему флагманские решения (читай — конкуренты GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1080) появятся ближе к концу года. Это будет Vega. Дождемся и их, а пока герой сегодняшнего тестирования, самый младший Polaris-ускоритель, позиционируется AMD как универсальное решение для гейминга в разрешении Full HD в популярных MMO- и MOBA-играх. Забегая вперед, скажу: адаптеру по зубам и более крепкие 3D-орешки. Карт эталонного образца вы в продаже не увидите. Сегодня знакомимся с, пожалуй, самой колоритной кастомной версией Radeon RX 460 от компании SAPPHIRE.
Технические характеристики, особенности конструкции
Для наглядности приведу характеристики референсного образца. В продажу поступили как модели с 2 ГБ, так и с 4 ГБ памяти. Понимаю, что надоел со своей проповедью, но я категорически рекомендую для игр в разрешении Full HD обходить версии с уменьшенным объемом VRAM. 4 ГБ — необходимый минимум в 2016 году. Кастом NITRO разогнан на заводе. Сие чудотворное действие затронуло только графический процессор.
AMD Radeon RX 460 (референс) | SAPPHIRE NITRO Radeon RX 460 4G D5 (11257-02) | AMD Radeon R7 370 | |
Название процессора | Polaris 11 (Baffin) | ||
Версия архитектуры GCN | 1.3 | ||
Техпроцесс | 14 нм | ||
Число потоковых процессоров | 896 | ||
Число текстурных блоков | 56 | ||
Число блоков растеризации | 16 | ||
Частота ядра | 1090 (1200) МГц | 1175 (1250) МГц | |
Память | GDDR5, 2/4 ГБ | GDDR5, 4 ГБ | |
Шина | 128 бит | ||
Частота памяти | 1750 (7000) МГц | ||
Максимальное энергопотребление | 75 Вт | Н/Д | |
Дополнительное питание | Отсутствует | 6 пин | |
Видеовыходы | 1x DVI 1x HDMI 1x DisplayPort | ||
Цена рекомендованная в России (США) | 8300 руб. ($109) — за 2 ГБ 10 300 руб. ($119) — за 4 ГБ | Н/Д | |
Цена фактическая | Н/Д | 11 500 руб. | |
Купить | |||
В основе любой Radeon RX 460 лежит чип Polaris 11 (Baffin), полезная площадь которого составляет 123 мм2. У Polaris 10, используемого в Radeon RX 470/480 (обзор), — 232 мм2. Количество транзисторов: 3 млрд против 5,7 млрд. То есть «одиннадцатый» практически вдвое меньше «десятого».
Характеристики демонстрируют, что RX 460 вдвое медленнее RX 480
«Камень» имеет 16 блоков Compute Units, но два из них отключены. Итого — 14. В чем дело? Высокий процент отбракованных кристаллов или заранее спланированная многоходовочка? Думаю, со временем мы все узнаем. А пока констатирую: Polaris 11 получил 896 потоковых процессоров, 56 текстурных блоков и 16 ROP. В итоге по количеству этих самых юнитов 14-нм чип заметно уступает повидавшему виды Trinidad’у (ведь это переименованный Pitcairn от видеокарты Radeon R7 265, которая, в свою очередь, является ребрендингом Radeon HD 7850 2012 года выпуска — вот такая вот династия), задействованному в ускорителе Radeon R7 370. Уменьшена и шина памяти, хотя частота самих чипов в сравнении с «триста семидесятой» заметно увеличилась: 1750 МГц против 1400 МГц.
Грубо говоря, Polaris 11 — это половина Polaris 10. Тестирование в бенчмарке Time Spy наглядно это демонстрирует. Выходит, что между Radeon RX 460 и Radeon RX 470 находится целая пропасть. А это значит, что AMD вполне могла бы начать Polaris-пропаганду с четырех игровых моделей, но не с трех. Возможно, Radeon RX 460 впоследствии сменит Radeon RX 465 на полном Polaris 11, но это исключительно догадки.
Между Radeon RX 460 и Radeon RX 470 — пропасть
А еще известно, что вскоре в продаже появятся ноутбуки с мобильной версией Radeon RX 460. Лэптопы получат точно такой же чип Polaris 11. Разнится заключается лишь в частотах.
Модель NITRO от SAPPHIRE получилась габаритной для 100-долларового акселератора. Длина карты составляет 220 мм. Кулер оснащен сразу двумя вентиляторами.
На оборотной стороне красуется логотип серии NITRO. Если что, то он светится во время работы устройства. Лично у меня сложилось впечатление, что SAPPHIRE удлинила печатную карту платы исключительно ради этого украшения. Подсветка — тренд 2016 года. Как видите, даже в бюджетных решениях.
NITRO-версия занимает ровно два слота расширения.
Референсный образец Radeon RX 460, которого не существует, в теории обходится без дополнительного питания, так как максимальное энергопотребление адаптера не превышает 75 Вт. Но инженеры SAPPHIRE разместили на плате 6-пиновый коннектор. На официальном сайте компании указан параметр меньше 150 Вт. То есть производитель сам не знает точно.
Обратите внимание, что у видеокарты разведены не все дорожки слота PCI Express х16. Только половина, то бишь х8. Больше и не требуется. Небольшой тизер: влияние количества линий PCI Express на производительность компьютера в играх я обязательно изучу в одной из статей рубрики «Железный эксперимент». Хотя здесь все прогнозируемо (подсказка).
А вот и первая интересная «фишка» NITRO Radeon RX 460 4G D5 — съемные вентиляторы. Демонтируются они очень просто, при помощи крестовой отвертки. Пригодится в моменты, когда кулер серьезно забьется пылью. Пластиковый кожух тоже снимается отдельно.
Радиатор крепится к печатной плате за счет четырех винтов. В его основе — две теплотрубки. Медная подошва соприкасается с чипом. Микросхемы памяти дополнительно охлаждаются вспомогательной пластиной, соприкасаясь через термопрокладки. Для элементов цепи питания предусмотрен отдельный небольшой радиатор.
Кстати, в правой части распаяно сразу пять фаз. Задействованы фирменные дроссели Black Diamond Choke. Если верить производителю, то они на 10% холоднее и на 25% энергоэффективнее. Под нагрузкой не свистят. Подсистема питания управляется цифровым контроллером IOR 35678.
Видеокарта разогнана на заводе. Да так, что под нагрузкой никакого троттлинга не наблюдается. На протяжении всего времени процессор стабильно «держит» заявленные 1250 МГц. Вертушки вращаются в диапазоне 800-1000 об/мин. В итоге видеокарта работает тише фонового шума в помещении. Ее элементарно не слышно. Единственный момент: температура GPU при такой частоте поднимается до 73 градусов Цельсия. Некритично, но если вас подобный расклад не устраивает, то смело поднимайте скорость вращения «карлсонов» до 1400 об/мин. Температура снизится с 73 градусов до 60 градусов Цельсия, а уровень шума все равно окажется ниже фонового, то есть меньше 36 дБ. Констатирую: карта тихая и эффективная. Плюс без нагрузки вентиляторы вообще не крутятся.
Оборотная сторона NITRO Radeon RX 460 греется несильно. Самая горячая локация — это подсистема питания. Но и она не прогрелась выше 80 градусов Цельсия. У тех же Radeon RX 470 и Radeon RX 480 «жарит» под 90 градусов Цельсия.
Карта действительно энергоэффективна. Разогнанная на заводе NITRO-версия потребляет практически на 50 Вт меньше, чем Radeon RX 470. Советую ее для сборки, например, компактного игрового компьютера.
Тестирование в играх и разгон
Тестовый стенд:
- Процессор: Intel Core i7-4790K @4,5 ГГц
- Процессорный кулер: Corsair H75
- Материнская плата: MSI Z97 MPOWER
- Накопитель: SSD Patriot Blast 480 Гбайт
- Оперативная память: DDR3-2400, 2x 8 Гбайт
- Блок питания: Corsair HX850i, 850 Вт
- Периферия: монитор LG 31MU97
- Операционная система: Windows 10 х64
- Драйверы: AMD — 16.8.1; NVIDIA — 369.64
Тестирование Radeon RX 460 производилось в десяти играх в разрешении Full HD. Настройки приведены ниже, дополнительные скриншоты расположены в . Как видите, практически везде используется максимальное качество графики, но без злоупотребления зубодробительными режимами сглаживания. Посмотрим, как «четыреста шестидесятая» и ее конкуренты справятся с поставленной задачей.
API | Настройки | |
GTA V | DirectX 11 | Высшая степень качества, FXAA, 16x AF, тесселяция «Очень высоко», длинные тени вкл, тени высокого разрешения вкл, подгрузка более детализированных текстур вкл, масштабирование разрешения изображения выкл |
«Ведьмак 3: Дикая Охота» | DirectX 11 | Запредельное качество, сглаживание, HBAO+, NVIDIA HairWorks выкл |
Battlefield 4 | DirectX 11 | Ультра, 4x MSAA, |
Fallout 4 | DirectX 11 | Ультра, TAA, 16x AF, HBAO+, осколки от выстрелов выкл, максимальная дальность |
Need for Speed | DirectX 11 | Ультра, HBAO, TAA |
Star Wars Battlefront | DirectX 11 | Ультра, TAA |
Tom Clancy’s the Division | DirectX 11 | Макс., сглаживание выкл, детализация объектов 100% |
HITMAN | DirectX 12 | Ультра, SMAA, качество текстуры высок, 16x AF, SSAO, разрешение теней высок |
Total War: Warhammer | DirectX 12 | Ультра, MLAA |
DOOM | Vulkan | Ультра, TSSAA, 16x AF |
Сравнивать производительность NITRO Radeon RX 460 будем с кастомными версиями Radeon R7 370 от XFX и GeForce GTX 950 от GIGABYTE. Подробно с этими видеокартами знакомьтесь в этом обзоре. Оба адаптера оснащены 2 ГБ памяти. Заодно узнаем, а есть ли профит от наличия дополнительных «мозгов» на текстолите семпла SAPPHIRE.
Все три видеокарты я дополнительно разогнал. Частоты указаны ниже. «Зеленый» ускоритель клокнулся до 1272 МГц по чипу, но по факту скорость работы GPU варьировалась в диапазоне 1500-1560 МГц. Акселераторы XFX и SAPPHIRE стабильно держали указанные в таблице мегагерцы.
Номинал (процессор/память) | Разгон (процессор/память) | |
SAPPHIRE NITRO Radeon RX 460 4G D5 | 1250/1750 МГц | 1349/2000 МГц |
XFX BLACK DD Radeon R7 370 | 1040/1450 МГц | 1150/1600 МГц |
GIGABYTE GV-N950WF2OC-2GD | 1102/1653 МГц | 1272/2022 МГц |
Вот «Ведьмаку» вполне достаточно 2 ГБ для разрешения Full HD. А потому и Radeon R7 370, и, тем более, GeForce GTX 950 более-менее «ворочают» лучшую игру 2015 года. Особенно хорошо выступает разогнанная NVIDIA. Даже минимальный FPS не проседает ниже 30 кадров в секунду. Эх, ей бы версию на 4 ГБ, но «зеленые» этого делать не будут, так как в разгоне GeForce GTX 950 легко догоняет GeForce GTX 960. Производительность NITRO Radeon RX 460 после оверклока в «Ведьмаке» увеличилась на 12%. Если посмотрите на другие игры, то в среднем самостоятельный разгон добавил 8-12% в зависимости от приложения.
Если верить счетчику GTA V, то на заданных мной настройках игра потребляет до 3,3 ГБ видеопамяти. Однако и Radeon R7 370, и GeForce GTX 950 опередили NITRO Radeon RX 460.
Быстродействием Radeon RX 460 не поражает. На уровне Radeon R7 370 и GeForce GTX 950
В обзоре, посвященном видеокарте Radeon R9 380X, я уже отмечал одну любопытную особенность Battlefield 4. Игра очень любит толстую шину памяти. А посему неудивительно, что Radeon R7 370 с 256-битным интерфейсом заметно опережает 128-битную Radeon RX 460. В Tom Clancy’s the Division неиграбельно на всех трех видеокартах при заданных мной настройках качества графики.
Видно, что Radeon RX 460 и Radeon R7 370 демонстрируют схожий уровень производительности. Разницу в 3-5 кадров в секунду не назовешь критичной ни для одной видеокарты. Разогнанная GeForce GTX 950 в Need for Speed, Star Wars Battlefront и Fallout 4 стабильно вырывается вперед. Здесь уже наблюдается более ощутимое преимущество.
Где видеокарты AMD рулят, так это в играх, написанных под API DirectX 12 и Vulkan. Правда, Total War: Warhammer не запустился на системе с Radeon R7 370 — не поддерживается эта версия архитектуры GCN 1.0. Отказался включаться и DOOM на стенде с GeForce GTX 950. Переборка стенда, переустановка драйверов, Steam и самой игры проблему не решила. В OpenGL — полет нормальный.
HITMAN наглядно демонстрирует, что 2 ГБ уже недостаточно. Если не активировать настройку отключения защиты памяти, то игровой клиент элементарно не позволит выставить высокое качество текстур, а также качество и разрешение теней. Если активировать — будут заметные просадки. А вот вместе с Radeon RX 460 4 ГБ относительно играбельно.
В DirectX 12 и Vulkan новинка показывает себя во всей красе
Как видите, Radeon RX 460, а также Radeon R7 370 и GeForce GTX 950 в некоторых современных играх выдают играбельный FPS даже на максимальных настройках графики. Играбельный — значит стабильно выше 30 кадров в секунду. Это GTA V, Battlefield 4, Need for Speed, Star Wars Battlefront, Fallout 4, Total War Warhammer и DOOM. На средних/высоких FPS будет еще выше. В общем, играть очень даже можно. Вывод напрашивается сам собой.
В заключение
Видеокарта уровня Radeon RX 460 объемом 4 ГБ — это своеобразный входной билет в мир современных игр в разрешении Full HD в 2016 году. Именно 4 ГБ. Тестирование показывает, что с таким адаптером на борту не всегда получится выставить максимальные настройки качества, иногда придется довольствоваться средними/высокими и без сглаживания. И все же лучше так, чем наблюдать неперевариваемое слайд-шоу на тему «Как я провел лето в Туссенте».
Открытием Radeon RX 460 не стала. Карта заметно «схуднула» в плане энергопотребления. Вот теперь поселится даже в ноутбуках. Но в отношении производительности на рынке уже давно продается Radeon R7 370 с 4 ГБ памяти. На момент написания статьи стоила «старушка» приблизительно столько же. Поэтому выбор очевиден — это Radeon RX 460. А GCN 1.0 пора на покой.
Кастомная модель от SAPPHIRE вышла отличнейшей. Разогнана на заводе, частоту держит стабильно, работает очень и очень тихо. В номинальном режиме температура чипа кажется высоковатой, но изменение положения одного ползунка в драйвере моментально снижает нагрев процессора без ощутимого увеличения уровня шума. Дополнительно разогналась стандартно для видеокарты на чипе Polaris. Поэтому к покупке, если вы остановились на Radeon RX 460, NITRO-версия с 4 ГБ памяти рекомендуется однозначно.
SAPPHIRE NITRO Radeon RX 460 4G D5 | |
Плюсы: | Минусы: |
Практически бесшумная работа; | Не опережает Radeon R7 370 и GeForce GTX 950, а хотелось бы. |
Заводской разгон, эффективное охлаждение; | |
Удовлетворительный самостоятельный оверклок; | |
Низкое энергопотребление. | |
Заводской разгон, эффективное охлаждение; | |
Удовлетворительный самостоятельный оверклок; | |
Низкое энергопотребление. |