Полный гид по фотоаксессуарам. Часть I: без электроники
В первой части гида мы охватим исключительно неэлектронные аксессуары, такие как фотосумки, штативы и прочие механические приспособления. В основном это недорогие, но важные и незаменимые вещи. Без аквабокса невозможна съемка под водой, штатив незаменим в астрофотографии, а светофильтры практически невозможно имитировать в графическом редакторе. Вторая половина гида будет посвящена всевозможным электронным аксессуарам, таким как вспышки, Wi-Fi модули и даже квадрокоптеры.
Штативы и моноподы
Штатив является одним из древнейших фотоаксессуаров, и для некоторых видов съемки он незаменим. Надежная опора требуется для астрофотографии, интервальной съемки, статичной видеозаписи и во многих других случаях. Штатив — это практически «must have» для любого сколь-нибудь серьезного фотографа. Классические трехногие штативы различаются размерами, весом, а также типом головки, к которой непосредственно крепится камера. Штативы могут быть настольными, наземными, а также гибкими. К последним относится Gorillapod Focus компании JOBY. Это легкоузнаваемый штатив с тремя гибкими ножками, которые можно зацепить практически за любой объект ландшафта (например, за дерево) и тем самым зафиксировать камеру в необычном месте и под необычным углом.
JOBY выпускает целый ряд подобных гибких штативов, отличающихся размерами и максимальным удерживаемым весом. Gorillapod Focus является самой продвинутой и прочной моделью, позволяющей устанавливать крупные профессиональные зеркалки в комплекте с прочими аксессуарами. Максимальная нагрузка составляет 5 кг, что почти втрое больше веса профессиональной зеркалки с батарейной ручкой. При этом сам штатив весит всего 500 г и имеет гибкие ножки длиной 29 см.
Классический трипод Velbon EX-330 представляет собой бюджетную модель штатива, который по карману каждому. Он выполнен из алюминиевого сплава и отличается небольшим весом (828 грамм) и компактными габаритами в сложенном виде (50 см). Штатив оснащен 3D головкой для установки камеры, а максимальный вес полезной нагрузки составляет 2 кг.
Manfrotto MK294A3-A0RC2 — более дорогой штатив с шаровой головкой, способный нести до 5 кг полезной нагрузки. Трипод выполнен из алюминиевого сплава и весит 2,3 кг. Такой штатив имеет сменную площадку крепления, а также жидкостный уровень горизонта.
Sirui P-326 относится к классу моноподов, поскольку имеет лишь одну складную ножку. Подобный штатив является более мобильным и используется при съемке видео или фото на больших фокусных расстояниях с относительно малой выдержкой. Вес Sirui P-326 составляет всего 400 г, а длина в сложенном состоянии — 38 см. При этом монопод позволяет удерживать до 10 кг груза.
SIRUI N-1205X представляет собой удобный гибрид классической треноги и монопода. Углепластиковая конструкция весом 1 кг может трансформироваться в монопод, а может использоваться и как классический трипод, неся нагрузку до 10 кг. Подобные гибриды стоят дороже, но более универсальны.
Сумки и рюкзаки
Чем отличается фоторюкзак от обычно? Да почти ничем, за исключением продуманных «внутренностей». Фоторюкзак имеет четко разделенное внутреннее пространство для самой камеры, крупногабаритной оптики, карт памяти, кабелей и прочих вещей. Небольшой, но универсальный рюкзак Lowepro Pro Runner 200 AW позволяет упаковать не только зеркалку с набором оптики, но и штатив. И хотя он не является водонепроницаемым, для минимальной защиты от дождя предусмотрена специальная накидка.
Аналогичная ситуация и с наплечными сумками, хотя они не так удобны, как рюкзаки. Lowepro Rezo 160 AW является удобным решением для небольшого фотокомплекта, который не будет сильно отягощать плечи. Здесь влагозащитная накидка также входит в комплект, а сама сумка стоит чуть более 1000 рублей.
Ну а если вещей столько, что они не влезают в рюкзак, а вы собираетесь в дорогу, то есть смысл присмотреться к решениям типа Think Tank Photo Airport TakeOff. Это одновременно и чемодан на колесах с удобной выдвижной ручкой, и рюкзак. Такой трансформер можно провозить в ручной клади благодаря компактным габаритам.
Здесь есть отделение для ноутбука с замком, а также крепления для штатива. Стоит, впрочем, такой аксессуар заметно дороже прочих сумок и рюкзаков.
Оптические фильтры
Первое, что следует знать о фильтрах — требуемый диаметр резьбы. Производители фильтров выпускают модели практически под любой объектив. Есть также переходники с одного диаметра на другой, которые пригодятся в случае, если у вас много «стекол» разного диаметра. Фильтры имеют стандартную насечку резьбы и могут использоваться даже с некоторыми компактными камерами вроде Fujifilm X100s.
Самыми распространенными и полезными фильтрами являются защитный, поляризационный, нейтральный и градиентный светофильтры. Основными производителями таких фильтров являются компании Hoya, Marumi и Kenko. Защитный фильтр, исходя из названия, оберегает переднюю линзу объектива от царапин и фильтрует UV-лучи. Нейтральный светофильтр снижает экспозицию на несколько ступеней (в зависимости от конкретной модели) по всему кадру. Поляризационный фильтр пропускает лишь прямые лучи света, блокируя отраженные с определенной поляризацией. Градиентный фильтр является разновидностью нейтрального и плавно затемняет кадр лишь с одной стороны. Эффект некоторых фильтров можно воссоздать в Photoshop, но, к примеру, поляризационный фильтр окажется незаменим при съемке пейзажей. Есть и другие фильтры, например, цветные, пропускающие световые волны, соответствующие какому-то одному цвету.
Стоят фильтры сравнительно недорого, а самым дорогим фильтром является нейтральный фильтр переменной плотности.
Ролики для камеры
Для плавной равномерной проводки или движения камеры по дуге во время съемки используются платформы на колесах. Простейшие варианты представляют собой платформу с креплением для камеры, а также три или четыре колеса с подшипниками. К примеру, Fujimi Car M1 или GreenBean TrackMaster 02 позволяют перемещать камеру и даже треножный штатив с оборудованием.
Еще один интересный гаджет был создан благодаря добровольным пожертвованиям на Kickstarter. CineSkates Camera Sliders представляет собой штатив GorillaPod Focus, совмещенный с тремя колесами. Такую конструкцию можно использовать и как обычный гибкий штатив, и как подвижную систему для плавного перемещения камеры при съемке time lapse или видеороликов.
Ручные стабилизаторы
Стабилизаторы в основном востребованы при съемке видео, когда важна плавность перемещений камеры. Такие стабилизаторы еще называют стедикамами. Простым примером может служить стабилизатор Sevenoak Steadycam PRO L SK-SW01, выдерживающий нагрузку до 4 кг. Такое устройство позволяет, к примеру, вести более плавную съемку при ходьбе по лестнице, а также может использоваться в качестве монопода. Эффект стабилизации можно использовать и при съемке фото, хотя более эффективно с этим справляется стабилизатор в самой камере или объективе.
Стедикамы имеют различную конструкцию и даже могут быть частью нательного жилета или пояса. Жилет пригодится при использовании громоздкой кинокамеры, помогая распределить значительный вес. Изобретателем и основным поставщиком стедикамов является компания Tiffen.
Подводные боксы
Аквабоксы незаменимы для съемки под водой. Их используют не только профессиональные дайверы-фотографы, но и любители, желающие запечатлеть многообразие подводного мира. Конечно, есть готовые решения в виде защищенных камер, таких как Nikon 1 AW1 или Pentax WG-3, но мы в данном случае коснемся отдельных герметичных боксов. Аквабоксы различаются максимальной допустимой глубиной погружения и представляют собой оболочки из прозрачного пластика или алюминиевого сплава с герметизирующими резиновыми прокладками. Такие боксы обеспечивают доступ ко всем органам управления камерой. Профессиональные модели аквабоксов выпускают компании Aquatica и Nauticam, а любительские решения производит Meikon.
Подводный бокс Nauticam NA-RX100V разработан специально для камеры Sony RX-100 и обеспечивает гарантированную водонепроницаемость на глубине до 100 метров. Такой продвинутый бокс позволяет крепить дополнительные аксессуары — линзы, осветители, вспышки или внешний дисплей.
Nauticam также предлагает специализированный бокс для одной из самых популярных зеркалок для съемки фото и видео — Canon EOS 5D Mark III. NA-5DMKIII весит 2,8 кг и позволяет работать на глубине до 100 метров. Бокс имеет две рукоятки по бокам, разъем для подключения внешнего освещения и вспышек, два порта для аксессуаров, а также запатентованную систему смены оптики и ряд других фишек.
Из бюджетных решений следует отметить водонепроницаемые чехлы Dicapac, разработанные как для фотокамер, так и для планшетов и смартфонов. Кстати, в случае съемки под проливным дождем можно обойтись и недорогим решением в виде защитной накидки Kata E-704 или аналогичной.
Зонты и светоотражатели
Фотозонты применяются чаще всего в системе студийного освещения для рассеивания света от разных источников. Мягкий свет можно получить и с помощью софтбоксов, но зонт является самым простым и бюджетным решением. Мягкий свет критически важен для портретной съемки, а также для съемки крупных сцен в интерьере. При выборе зонта следует обратить внимание на его диаметр, возможность крепления к штативам и устойчивость материалов к перегреву. Также имеет значение цвет внутренней, отражающей стороны зонта. Она может быть белой, серебристой, золотистой и прочих цветов.
Dicom Ditech UB40BS имеет серебристую внутреннюю сторону и диаметр 101 см, а Dicom Ditech UB33BG — золотистую (диаметр 84 см). Большинство зонтов работают как отражатели, но есть и такие, которые разделяют объект съемки и осветитель, то есть работают на просвет. К примеру, Grifon UB-009 имеет прорезь для размещения осветителя и белую внешнюю поверхность.
При съемке на природе бывает удобно использовать отраженный солнечный свет для подсветки лица и тела в кадре. В этом случае пригодятся переносные отражатели, выполненные в виде круга или овала и покрытые светоотражающей тканью, пленкой или даже фольгой. Такой аксессуар может вполне успешно заменить вспышку или дорогостоящий осветитель, при условии достаточного солнечного света на улице. Основными производителями светоотражателей являются компании Fancier и Falcon Eyes.
В набор отражателей Fancier 5 in 1 56/22 RE2001, например, входит пять отражающих дисков диаметром 56 см. А Falcon Eyes RFR-2844G представляет собой крупный двухсторонний отражатель овальной формы. Одна из его сторон имеет серебристое покрытие, а другая — белое. Высота этого отражателя составляет 112 см, а ширина равна 71 см.
Фотоперчатки
С наступлением весны все перчатки забрасываются в дальний угол шкафа, но в контексте нашего гида стоит упомянуть и о таком необычном аксессуаре фотографа. Теплые перчатки будут кстати при съемке на морозе. В то время как зеркальные камеры способны работать и при десяти градусах ниже нуля, руки фотографа оказываются самым незащищенным звеном. Здесь на выручку придут фотоперчатки Kenko Nigiru. Они выполнены из мягкого флиса с уретановой мембраной и имеют прорези для больших и указательных пальцев. Область ладони прорезинена для более уверенного хвата. Подобные фотоперчатки есть и в коллекции Lowepro.
Если экран камеры поддерживает сенсорный ввод, то есть смысл присмотреться к простым тонким перчаткам iGlover или Seenda, в кончиках пальцев которых вшиты проводящие нити. В подобных перчатках можно работать со смартфоном или планшетом, да и любым другим устройством с сенсорным дисплеем. Но такие перчатки имеют главный недостаток — руки в них скользят по пластиковому корпусу.
Рельсы и направляющие
При съемке видео или эффектных time lapse роликов требуется перемещать камеру строго по прямой линии. С этой задачей могут справиться и роликовые штативы и платформы, но идеальный прямой путь камеры обеспечат лишь специальные рельсы и направляющие.
GreenBean GB-SL 75 представляет собой конструкцию из алюминиевых направляющих и подвижной платформы с подшипниками качения для крепления камеры. Длина таких рельсов составляет 75 см, а вес — чуть более 3 кг. Аксессуар Fujimi MGT-1000 можно использовать и как рельсы, и как подвижную конструкцию на колесах. Длина рельсов составляет 1 метр, а максимальная нагрузка на платформу не должна превышать 8 кг. О том, как перемещать платформу и автоматически управлять интервальной съемкой, мы расскажем во второй части гида.
Конвертеры и кольца
Конверсионные насадки на объектив используются для увеличения или уменьшения фокусного расстояния имеющейся оптики, таким образом, расширяя ее возможности. Конвертеры делятся на увеличивающие фокусное расстояние объектива и уменьшающие его. Кроме того, такие насадки, как и светофильтры, выпускаются под определенный диаметр резьбы. Основным преимуществом конвертера является его цена, если сравнить ее со стоимостью отдельного объектива с нужным фокусным расстоянием. Стоит помнить и о минусах, таких как возрастающая минимальная дистанция фокусировки, изменение зоны ГРИП, а также искажения, вносимые «лишними» линзами. Конверсионные насадки выпускает Canon, Sony, Panasonic и другие компании.
Задачу другого рода выполняют кольца для макросъемки. В отличие от конвертеров, они устанавливаются со стороны байонета и позволяют превратить обычный объектив в макрообъектив с малой дистанцией фокусировки. Самые простые и недорогие кольца не имеют электрических контактов для связи объектива и камеры. Есть и более совершенные варианты, такие как Phottix AF Extension Tube для зеркалок Canon или Flama FL-FT47A AF Extension Tube Kit для цифровых камер семейства Micro Four Thirds. Такие кольца оснащены контактами, что позволяет изменять диафрагму и автоматически фокусировать оптику.
Зачастую выпускается целый набор колец разной толщины, при комбинации которых можно получить нужную минимальную дистанцию фокусировки. Чем больше колец надето одно на другое, тем ближе можно расположить объектив к предмету съемки. Такой простой способ позволит делать впечатляющие снимки, не тратясь на специальный макрообъектив.
Оптические видоискатели
Большинство беззеркальных компактов не имеет видоискателя — ни электронного, ни оптического. На такие жертвы разработчики идут ради компактности корпуса. Но иногда видоискатель бывает предпочтительнее экрана. Некоторые фотографы старой школы и вовсе не признают режим Live View. Если вам очень не хватает видоискателя, то для ряда камер его можно докупить и установить в аксессуарный порт или стандартный «горячий башмак», которым оснащается большинство беззеркалок и продвинутых компактных камер. Как правило, оптические видоискатели производятся компаниями под собственные камеры (например, Sony FDA-SV1 для камер серии NEX).
Возможности видоискателя ограничены используемым объективом. К примеру, оптический видоискатель Olympus VF-1 имеет тот же фиксированный угол зрения, что и объектив с фокусным расстоянием 17 мм.
В отличие от электронного видоискателя, или оптического видоискателя зеркальной камеры, такой видоискатель не умеет подстраиваться под фокусное расстояние оптики. Независимо от степени зумирования, во внешнем оптическом видоискателе вы всегда будете видеть картину под одним углом зрения. По этой причине электронные видоискателя более функциональны, но о них мы поговорим в следующий раз.
Наборы для чистки и ухода
Любая вещь требует бережного обращения и ухода, тем более фотокамера и дорогая оптика. Производители предлагают целый ряд средство для чистки и ухода за оптикой, зеркалами, сенсорами, видоискателями и механическими деталями. Это могут быть кисточки для смахивания пыли с линз, специальные очищающие карандаши для удаления пятен с поверхности оптики, баллоны со сжатым воздухом и груши для сдувания пылинок, тряпочки из микрофибры, влажные салфетки и специальные жидкости. Часто такие принадлежности поставляются целым набором и это выгоднее, чем покупка по отдельности. К примеру, набор Vanguard Cleaning Kit включает в себя сразу шесть аксессуаров: тряпочку из микрофибры, резиновую грушу, влажные и сухие салфетки, флакон чистящей жидкости и ватные палочки.
Следует заметить, что браться за самостоятельную чистку матрицы можно только при наличии соответствующих навыков. Неправильная чистка только усугубит загрязнение или вообще повредит матрицу, так что лучше сдать камеру в сервисный центр. Продвинутые модели беззеркальных и зеркальных камеры имеют защиту от влаги и пыли, но и их стоит иногда чистить. В конце концов, пользоваться чистой и ухоженной вещью всегда приятнее.
Альтернативный плечевой ремень
В комплекте с любой камерой обязательно идет наплечный ремень или хотя бы кистевой ремешок. Но и здесь есть выбор — оставить ремень из комплекта или приобрести специальный пружинящий ремень. Последний будет особенно полезен тем, кто не расстается с громоздкой камерой день по долгу службы. Профессионалы знают, как неудобны ремни из комплекта. Изготовлением эластичных ремней и других фотоаксессуаров занимается китайская компания Matin. Эластичные неопреновые ремни Matin имеют ширину более 40 мм, а также карабины для быстрого отстегивания. Эластичные ремни как бы пружинят под действием веса камеры, в результате чего нагрузка на шею снижается.
В коллекции Matin есть и продвинутые кистевые ремни, например Matin Camera Grip-III. Такой ремешок выполнен из натуральной кожи и надежно обхватывает ладонь и запястье. Он исключает выпадение камеры из рук и крепится с одной стороны к петле для ремня, а с другой — прикручивается к штативному гнезду.
Продолжение следует
Пожалуй, это всё, что касается неэлектронных аксессуаров к фотокамерам. Во второй части материала мы рассмотрим дополнительную электронику и вспомогательные гаджеты. Вспышки, беспроводные пульты, внешние GPS-модули и Wi-Fi передатчики. Ну а по мере появления новых аксессуаров и новых типов камер мы будем расширять и дополнять наши руководства по выбору.