Полный гид по фотоаксессуарам. Часть II: электроника
Первая часть руководства по выбору была посвящена неэлектронным аксессуарам, а сегодня речь пойдет исключительно об электронных гаджетах. И если Wi-Fi сегодня встречается практически в каждом фотоаппарате, то кольцевая вспышка или адаптер для оптики всегда покупаются как отдельный аксессуар. Кроме того, бюджетные камеры чаще всего имеют урезанную функциональность и не оснащаются видоискателями, GPS-приемниками или емкими аккумуляторами. Большинство зеркалок не имеют встроенного Wi-Fi, а некоторые из них не оборудованы даже вспышкой. В то же время, разработчики оставляют шанс «прокачать» камеру с помощью необходимых лично вам аксессуаров. Выбор электронных аксессуаров едва ли не превышает выбор самих фотоаппаратов. Среди них встречаются и достаточно дорогие гаджеты, цена которых превышает стоимость камеры.
Профессиональная вспышка
Пожалуй, первое, чем обзаводится продвинутый фотограф наряду с качественной оптикой — это вспышка. Вспышка пригодится для съемки против солнца, а в условиях слабой освещенности и при работе в помещениях она и вовсе незаменима. Это исключительно полезный и важный инструмент, на котором нельзя экономить. Современные профессиональные вспышки имеют ведущее число более 30 м, адаптируются под степень зума, имеют поворотную конструкцию головки, ЖК-дисплей, всепогодную защиту, а также режимы работы в роли ведущей или ведомой вспышки.
Среди профессиональных вспышек лидирующие позиции занимают Nikon SB-900 и Canon Speedlite 600EX. Они отличаются внушительными габаритами и весом, а также множеством дополнительных функций. Также следует помнить и о совместимости вспышек с камерами. Большинство современных фотоаппаратов оснащено стандартным разъемом, которые позволяет устанавливать вспышки любых производителей. Однако существуют камеры с фирменным аксессуарным портом, принуждающим использовать исключительно «родные» вспышки. Это относится, например, к камерам Sony трехлетней давности.
Кольцевая вспышка
Классические вспышки не лучшим образом подходят для макросъемки, поскольку предмет съемки в этом случае оставляет резкие тени на фоне. Решить эту проблему призваны кольцевые вспышки. Недорогая кольцевая вспышка Flama FL-Ring48 крепится на переднюю часть объектива, а батарейный блок устанавливается в «горячий башмак» камеры.
Для совместимости с объективами разного диаметра в комплекте со вспышкой идет набор крепежных колец диаметром 49, 52, 55, 58, 62 и 67 миллиметров. При помощи кольцевой вспышки предмет освещается равномерно, а минимальная дистанция съемки с такой вспышкой составляет всего 3 см. В состав Flama FL-Ring48 входит 48 светодиодов с цветовой температурой 6000К. Вспышка питается от двух батареек типа АА и может работать в режиме половинной или полной мощности.
Видеоосветитель
Источник постоянного света, в отличие от вспышек, используются в основном для видеосъемки. Осветитель представляет собой панель светодиодов, которая имеет поворотную конструкцию и крепится в стандартный «горячий башмак» камеры.
Недорогим решением может стать осветитель YongNuo LED YN-1410, состоящий из 140 светодиодов, расположенных матрицей 14х10. Светодиоды имеют цветовую температуру 5500К и 16 ступеней регулировки яркости. Вместе с осветителем можно использовать светофильтры, а питание предусмотрено как от сети, собственного аккумулятора или от шести батареек типа АА. Масса этого осветителя составляет 282 г.
Пульты ДУ
Снять автопортрет, запечатлеть животных в дикой природе или настроить съемку с заданным интервалом помогут проводные и беспроводные пульты дистанционного управления. В современных цифровых камерах функция дистанционного спуска реализована посредством Wi-Fi. Однако ряд зеркалок не поддерживают беспроводную связь, зато имеют специальный разъем для подключения спускового кабеля или инфракрасный датчик.
Пульты дистанционного управления бывают проводными и беспроводными. Простейшим проводным устройством ДУ можно считать механический спусковой тросик. Его электронная версия имеет две модификации. В простейшем случае это кабель с кнопкой спуска на одном конце и разъемом для подключения к камере на другом. К примеру, Dicom DU-3000N предназначен для дистанционного спуска затвора в зеркальных камерах Nikon.
Есть и более продвинутые пульты управления. Например, устройство Pixel TC-252/E3 работает с камерами Canon и Pentax и оснащено ЖК-экраном. Такой пульт позволяет запрограммировать спуск затвора через заданные промежутки времени, установить таймер и максимальное время съемки. Питание гаджета осуществляется от двух батареек типа AAA. Пульт Pixel TC-252/DC2 является полным аналогом и работает с зеркалками Nikon.
Самая «умная» разновидность пульта подключает камеру к компьютеру, а спуск производится с помощью специального софта. Программным способом можно задать точное время спуска, интервал между кадрами и прочие параметры. Пульты ДУ особенно полезны при съемке с ручной выдержкой Bulb, когда держать палец на нажатой кнопке спуска несколько минут неудобно.
И, наконец, третьей разновидностью пульта ДУ является инфракрасный пульт, не требующий проводного соединения с камерой. Пульт Dicom TX1003 стоит всего 1000 рублей и совместим с широким рядом цифровых камер, оснащенных ИК-датчиком. Аналогичные пульты умеют управлять зумом, осуществлять спуск затвора, в том числе с задержкой. Дальность действия ИК-передатчика составляет порядка 10 метров, а главным недостатком такой системы является условие беспрепятственной передачи сигнала от передатчика к приемнику.
Wi-Fi модули
Wi-Fi модулем сегодня оснащается, кажется, все подряд. Дешевые цифрокомпакты, фоторамки, смартфоны, телевизоры и даже мультиварки. Парадокс же состоит в том, что самые дорогие зеркальные камеры беспроводного модуля не содержат. В то же время, оперативно выгружать отснятый материал бывает крайне необходимо. Для таких случаев есть два решения — карты памяти стандарта Eye-Fi и внешние Wi-Fi модули.
Eye-Fi карты совместимы с любым фотоаппаратом, поддерживающим данную технологию. В отличие от карт, универсального Wi-Fi модуля не существует. Производители камеры выпускают Wi-Fi трансмиттеры под конкретный модельный ряд камер. Взять, например, Nikon. Компания предлагает WU-1b модуль, совместимый с беззеркалками Nikon 1 AW1, V2, J3, S1, а также с зеркальным фуллфреймом D610. Модуль WU-1a совместим с зеркальными камерами Nikon 1 S2, Df, D7100, D5200, D3200, D3300, а также компактами Nikon COOLPIX A, P7800, P520, P320. Оба модуля позволяют копировать выбранные снимки на смартфон или ПК, работать в режиме непрерывного резервирования, управлять процессом съемки дистанционно, а также размещать фотографии в социальных сетях и отправлять их по электронной почте. С камерами Canon ситуация аналогичная.
Беспроводной адаптер Sony ADP-WL1M предназначен для использования с видеокамерами Sony и стыкуется с ними через фирменный мультиинтерфейсный разъем.
GPS модули
С GPS модулями ситуация такая же, что и с Wi-Fi. GPS модули выпускаются исключительно для зеркальных камер и позволяют добавить к метаданным снимка информацию о координатах места съемки. В соответствии с этими координатами снимки затем можно выстроить на карте мира. GPS модуль занимает выделенный порт, который также используется для стыковки Wi-Fi блока, поэтому придется выбирать что-то одно. Для камер Nikon предлагается фирменный модуль GP-1A, а зеркалки Canon совместимы с ресивером GP-E2.
Если фотоаппарат оснащен встроенным Wi-Fi блоком, то докупать GPS не обязательно. Современные камеры умеют получать информацию о координатах напрямую от GPS датчика смартфона, а затем присваивать ее сделанным снимкам.
Электронные видоискатели
Электронный видоискатель, в отличие от оптического, является более универсальным аксессуаром. Во-первых, картинка в нем адаптируется под фокусное расстояние объектива и меняется при зумировании. Разумеется, зеркальной камере электронный видоискатель ни к чему, а вот для беззеркалок такой аксессуар может оказаться полезным.
В плане совместимости камер и видоискателей все сугубо индивидуально. Производители выпускают видоискатели исключительно для собственных камер. Вот основные модели видоискателей: Panasonic DMW-LVF2 и DMW-LVF-1, Olympus VF-4, Sony FDA-EV1S и Sony FDA-EVM1K.
Блок видоискателя устанавливается в аксессуарный порт камеры и одновременно занимает разъем для вспышки, что не всегда удобно. В видоискатель выводится та же информация, что и на дисплей камеры. Головка аксессуара может наклоняться на угол до 90 градусов, как, например, у Olympus VF-4.
Блок для time lapse
Большинство продвинутых камер умеют вести интервальную съемку и объединять полученную пачку кадров в time lapse ролик. Но если такая функция все-таки отсутствует, то профессиональным решением может стать блок Genie, созданный благодаря краудфандингу. Блок управления Genie совместим с любой зеркальной камерой, оснащенной входом для подключения пульта ДУ. Отличием Genie от ручного пульта является полная автоматизация процесса съемки. Вдобавок блок оборудован парой моторов для перемещения вдоль рельсов или тросов, а также для поворота платформы с установленной камерой. Для съемки time lapse ролика требуется задать число кадров серии и интервал между кадрами. Genie позволяет записывать видео и фото во время перемещения всей конструкции, а также делать снимки во время остановок через равные отрезки пути. Кроме того, блок совместим с внешними датчиками звука, движения или света для спуска затвора по заданному событию.
Существуют также специальные вращающиеся платформы, такие как Radian от калифорнийского стартапа Alpine Labs. Настольная платформа имеет минимальный угол поворота всего 0.0173° и может нести до 7 кг нагрузки. Платформа Radian подключается к камере с помощью кабеля для дистанционного спуска, а программируется с помощью смартфона. Устройство имеет встроенный аккумулятор, заряда которого хватит на 100 часов непрерывного вращения платформы.
Батарейные рукоятки
Назначение батарейной ручки, или рукоятки, понятно уже из названия. Во-первых, это дополнительная батарея, удваивающая время автономной работы камеры. Во-вторых, это более удобная рукоятка, зачастую снабженная дополнительной кнопкой спуска и скроллером управления. Использование батарейной рукоятки позволяет с большим комфортом снимать в портретной ориентации.
Опять же, выбор такой зачастую рукоятки ограничен предложениями производителя камеры, а из-за различий в размерах корпуса разных камер, рукоятки изготавливаются под конкретную модель камеры. Впрочем, случаи совместимости также бывают. Например, батарейная ручка DMW-BGGH3 для Panasonic GH3 будет корректно работать и в паре с новой GH4. Стыковка рукоятки и камеры осуществляется с помощью набора контактов на нижней панели корпуса, а фиксация блок происходит с помощью винта. Батарейные ручки для профессиональных зеркалок могут содержать дополнительный монохромный дисплей и прочие органы управления камерой.
Помимо рукояток с электронной начинкой и батареей внутри, существует целый ряд обычных, механических рукояток, призванных улучшить хват. Среди них встречаются оригинальные изделия в виде рукоятки пистолета, наподобие Barska ACCU-Grip.
Адаптеры для оптики
Покупка фотоаппарата со сменной оптикой автоматически привязывает человека к той или иной системе. При этом взять у приятеля объектив Sony и установить его на свой Olympus невозможно. Невозможно без правильного адаптера. В крайне редких случаях адаптер входит в комплект поставки вместе с камерой, но обычно этот аксессуар приобретается дополнительно. Сегодня можно приобрести адаптер с любой системы на любую, но здесь есть ряд нюансов. К примеру, при использовании оптики Micro Four Thirds с камерами с APS-C или full frame сенсором, картинка неизбежно получит сильное виньетирование. Когда следует использовать адаптер? Самый распространенный случай — использование старой высококлассной оптики, залежавшейся со времен пленочных камер. Также часто есть смысл использовать недорогую и качественную оптику для зеркалок в паре с беззеркалками.
Адаптеры подразделяются на две группы — электронные и неэлектронные. Второй вариант подразумевает обычный металлический переходник с одного типа байонета на другой. Такой переходник электрически и физически разделяет камеру и объектив, поэтому автофокусировка и электронное управление диафрагмой недоступны.
Гораздо функциональнее, но и дороже, выглядят адаптеры с электронной начинкой. Такие адаптеры выпускают как сами производители для своих камер, так и сторонние разработчики. Компания Sony предлагает адаптеры LA-EA4 и LA-EA3, позволяющие использовать оптику для SLT-камер на беззеркальных фотоаппаратах. При этом, адаптер LA-EA4 снабжен полупрозрачным зеркалом и фокусировочным мотором.
А вот Fujifilm M Mount Adapter является чисто механическим и позволяет использовать классическую оптику Leica в паре с беззеркалками Fujifilm. Самыми известными сторонними производителями адаптеров являются компании Metabones, FotodioX и Bower. Их предложения следует изучить, если вам требуется специфический переходник, не выпускаемый производителями камер.
Зарядные устройства
Каждая камера по умолчанию комплектуется зарядным устройством. Для большинства фотоаппаратов заряд аккумулятора происходит внешним образом, с помощью сетевого зарядного устройства. Тем не менее, некоторые камеры умеют заряжать батарею без ее извлечения из отсека. К ним относится большинство современных аппаратов Sony и новейшие беззеркалки Samsung. Эти камеры умеют заряжать аккумулятор даже от USB порта. Зачем же может понадобиться дополнительное зарядное устройство? Для зарядки дополнительной батареи. Обзавестись запасным источником питания крайне желательно не только профессионалу, но и активному фотолюбителю.
Камеры Sony комплектуются лишь адаптером для подключения к бытовой сети для зарядки батареи. Именно для таких камер отдельное зарядное устройство особенно актуально и Sony его выпускает. Есть и более интересные решения от сторонних разработчиков. Так, зарядное устройство Watson D-4228 обеспечивает одновременную зарядку для двух аккумуляторов NP-FW50, используемых в большинстве беззеркалок Sony. Устройство снабжено ЖК-дисплеем, на который выводится информация о процессе зарядки каждой батареи. Watson D-4228 работает от бытовой сети, а также от автомобильного прикуривателя. Кроме того, зарядное устройство оснащено стандартным USB портом для зарядки любых мобильных устройств.
Карты памяти
Цифровой фотоаппарат без карты памяти все равно, что пленочный — без пленки. Встречаются, конечно, варианты и со встроенной памятью, но в основном это недорогие цифрокомпакты с накопителем на пару сотен мегабайт. Сегодня в ходу флэш-карты формата SD (Secure Digital). Модификация SDHC поддерживает объемы до 32 ГБ, а наиболее емким стандартом является SDXC с потенциалом емкости до 2ТБ. Скоростные характеристики SD-карт зависят от класса. Для задач серийной съемки и записи высокобитрейтного видео потребуется карта памяти не ниже 10 класса. Максимальный класс скорости — 16. К этому классу относятся карты памяти со скоростью записи не менее 16 МБ/с.
Особняком стоят еще два высокоскоростных класса с отличающейся реализация протокола передачи данных — UHS-I и его улучшенная и самая современная версия UHS-II. Карты класса UHS-II на сегодняшний день только начинают входить в обиход и пока поддерживаются лишь беззеркалкой Fujifilm X-T1. Примером SD-накопителя класса UHS-I может служить карта памяти SanDisk SDXС-128G-X46. Максимальная скорость передачи данных для данной карты составляет 45 МБ/с, а корпус карты защищен от механических повреждений. Вместе с картой покупатель также получает годовую лицензию на программу восстановления данных RescuePRO Deluxe.
Следует помнить, что устройства, работающие с картами стандарта UHS-I и UHS-II совместимы и с обычными SD-картами, например, класса 10 или 16. А вот обратная совместимость невозможна.
Быстрые карты типа Compact Flash сегодня встречаются исключительно в профессиональных зеркалках Canon и Nikon и некоторых видеокамерах, но списывать этот формат со счетов пока рано.
Современная альтернатива картам Compact Flash — формат XQD, разработанный Sony и SanDisk. С момента анонса первых карт прошло уже два года, но производители техники до сих пор не спешат внедрять формат, и его будущее пока что выглядит туманным. Сегодня лишь две камеры умеют работать с XQD-картами. Это Nikon D4 и его наследник D4s. Впрочем, с распространением 4К-видео, XQD-карты вполне могут «выстрелить».
Карты памяти формата Memory Stick, разработанного Sony, до сих пор поддерживаются всеми современными фотокамерами Sony. И только Sony.
Микрофоны
Внешний микрофон понадобится только в случае профессиональной съемки видео. Для повседневных задач вполне достаточно и внутрикамерного стереомикрофона. Как и прочие аксессуары, микрофон занимает единственный «горячий башмак» камеры, а подключается он в выделенный аудиовход с помощью стандартного штекера 3,5 мм.
Внешние микрофоны записывают стереозвук, позволяют тонко настраивать громкость записи и снабжены системой подавления паразитных звуков. Вот несколько распространенных моделей микрофонов от различных производителей: Nikon ME-1, Sony ECM-SST1, Panasonic DMW-MS2 и Fujifilm MIC-ST1.
Квадрокоптеры
Пожалуй, самым необычным и современным фотоаксессуаром можно назвать квадрокоптер и прочие летающие конструкции, способные нести на борту камеру. Съемка с квадрокоптера открывает совершенно новые ракурсы, недоступные с земли. Квадрокоптеры различаются по максимальному весу, который они способны нести. Простейшие модели могут поднимать в воздух легкую и компактную экшн-камеру, а наиболее продвинутые аппараты выдержат вес профессиональной зеркалки вроде Nikon D800/D800E илии Canon EOS 5D Mark II/Mark III.
Для управления камерой во время полета она должна поддерживать связь со смартфоном по Wi-Fi. И здесь как раз пригодится опциональный Wi-Fi модуль. Дальность полета в этом случае ограничена не только возможностями квадрокоптера, но и радиусом действия Wi-Fi передатчика. Ну а высшим пилотажем можно назвать запись time-lapse роликов в полете. Ведущим производителем подобных летающих машин является китайская компания DJI.
** *
На этом все, мы рассмотрели почти все типы электронных аксессуаров. А в будущих материалах мы поговорим о различных типах ремней, стабилизаторов, а также сумок и рюкзаков.