Лучше на одну букву. Обзор компактной камеры Sony Cyber-shot RX1R
Первые впечатления, а также отзывы экспертов и обывателей о компактной полнокадровой Sony DSC-RX1 уже давно получены, камера давно продается, но full frame фотоаппараты все еще не стали массовым явлением. Значительные усилия в продвижении фуллфреймов в массы прикладывают Nikon и Canon, предлагая классические зеркалки с сенсором 24х36 мм. Sony же уверенно идет своим путем, продвигая революционно компактные решения с матрицей формата full frame в лице Cyber-shot DSC-RX1 и ее свежей модификации DSC-RX1R. Если верить слухам, в ближайшие месяцы Sony покажет три новых полнокадровых фотоаппарата, в том числе системы NEX. Таким образом, компания старается разрушить стереотип, что полнокадровые системы непременно должны быть тяжелыми и громоздкими.
В свете грядущих революционных событий выход Sony DSC-RX1R выглядит не самым значительным новостным поводом. Тем не менее, новинка является по-своему уникальной и достойной внимания. К сожалению, камера не стала дешевле. Ценник на нее установлен такой же, что и на старте продаж Sony DSC-RX1. С другой стороны, модифицированная Nikon D800E стоит немного дороже своего аналога с установленным НЧ фильтром.
Технические характеристики, комплектация
Sony DSC-RX1R | Fujifilm X100s | Nikon D600 | |
Класс | компактная full frame камера | компактная камера | зеркальная камера |
Матрица | Full frame (36 х 24 мм), CMOS, 24.3 Мп | APS-C (23,6 x 15,8 мм), X-Trans CMOS II, 16.3 Мп | Full frame (35,9 х 24 мм), CMOS, 24 Мп |
Объектив | Carl Zeiss Sonnar T* 35 мм F2 | Fujinon 35 мм F2.0 | сменный, байонет Nikon F |
Формат снимков | JPEG, RAW (максимальное разрешение 6000 x 4000) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 4896 x 3264) | JPEG, RAW (максимальное разрешение 6016 x 4016) |
Формат видео | MPEG-4, AVCHD (1920 х 1080, 50 fps) | H.264 (1920х1080, 60 fps) | MPEG-4, H.264 (1920х1080, 30 fps) |
Диапазон светочувствительности | ISO 100 — 25600 | ISO 100–12800 (расширяется до ISO 25600) | ISO 100–6400 (расширяется до ISO 50-25600) |
Диапазон выдержек | 1/4000–30 с | 1/4000–30 с | 1/4000–30 с |
Экран | TFT LCD, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 1 229 000 точек | LCD, диагональ — 2.8 дюйма, разрешение — 460 000 точек | LCD, диагональ — 3.2 дюйма, разрешение — 921 000 точек |
Вспышка | встроенная, ведущее число 6 м + разъем для внешней вспышки | встроенная, ведущее число 9 м при ISO 100 + разъем для внешней вспышки | встроенная, ведущее число 12 м при ISO 100 + разъем для внешней вспышки |
Видоискатель | отсутствует | гибридный (электронно-оптический) | оптический, пентапризма, 100% покрытие кадра, увеличение 0.77x |
Память | карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/ Pro-HG Duo | карты SD/SDHC/SDXC | карты SD/SDHC/SDXC |
Интерфейсы | USB/AV, HDMI, 3.5 мм jack | USB/AV, HDMI, Eye-Fi | USB/AV, HDMI, 3.5 mm jack |
Аккумулятор | Li-Ion NP-BX1, 1240 мАч | Li-Ion NP-95, 1800 мАч | Li-ion, EN-EL15, 1900 мАч |
Габариты и вес | 113 x 65 x 70, 482 г | 127 x 74 x 54 мм, 445 г | 141 x 113 x 82 мм, 850 г |
Стоимость по данным price.ru |
Комплектация Sony DSC-RX1R осталась по-прежнему скромной. Ни изящного кожаного чехла, ни бленды не прилагается. В наличии лишь мягкий тканевый чехол, наплечный ремешок, тряпочка для протирания дисплея и объектива, а также комплект кабелей и металлическая крышечка объектива. Никаких дисков с дополнительным софтом в комплекте также не поставляется. Приложение Image Data Converter для работы с RAW предлагается загрузить с официального сайта. Но лучше, конечно, этого не делать, а воспользоваться Lightroom или Aperture.
Как и следовало ожидать, с Sony DSC-RX1R совместимы абсолютно все аксессуары, выпущенные в свое время для RX1 — видоискатели, рукоятка, вспышка, светозащитная бленда и другие. Правда, они тоже влетят в копеечку. Например, оптический видоискатель FDA-V1K в официальном интернет-магазине Sony стоит 19 990 рублей.
Дизайн, эргономика
Хотя Sony DSC-RX1R была анонсирована спустя девять месяцев после оригинальной RX1, никаких, даже малейших косметических, изменений в дизайн и эргономику внесено не было. Камера обладает всеми достоинствами и недостатками, о которых мы рассказывали в обзоре Sony DSC-RX1. Пожалуй, стоит кратко о них напомнить.
Sony DSC-RX1R не является эталоном красоты и никогда не получит наград за свой аскетичный в какой-то степени незамысловатый дизайн. Но именно здесь кроется внезапная выгода для конечного пользователя. Быть может, производитель даже и не задумывался о таком повороте. Дело в том, что такую неприметную компактную камеру непосвященному человеку легко спутать с каким-нибудь продвинутым компактом. Попросту говоря, такой откровенно недешевый аппарат привлечет гораздо меньше нежелательного внимания на улице, нежели профессиональная зеркальная камера.
Также следует отметить старания Sony — ей первой удалось создать полнокадровую камеру таких компактных, почти карманных, размеров. Браво! Все это богатство поместилось в корпус с размерами 113x65x70 мм. Вес камеры с картой памяти и аккумулятором составил 482 г.
Гонка за компактностью неизбежно отразилась на эргономике аппарата. Очевидно, что при прочих равных фотоаппарат проигрывает классическим зеркалкам в плане удобства управления. Одно только отсутствие рукоятки уже стоит многого.
Корпус камеры полностью выполнен из металла, как и большинство кнопок и скроллеров. Все это вносит свой вклад в общий вес аппарата. Корпус немаркий, однако, защитное стекло дисплея неизбежно покрывается отпечатками пальцев. Дисплей здесь не сенсорный, но случайных касаний руками все равно не избежать. В плане качества сборки к Sony DSC-RX1R нет нареканий.
Главным отличительным признаком камеры является фиксированный объектив с фирменным медным ободком. На передней панели имеется небольшой прорезиненный выступ для лучшего хвата, лампа подсветки автофокуса, а также крайне неудобный и тугой трехпозиционный переключатель режимов фокусировки. К счастью, пользоваться им приходится нечасто. Объектив надежно закрывается металлической крышечкой. Отличить Sony DSC-RX1R от оригинальной RX1 можно только по гравировке логотипа в левом верхнем углу.
Верхняя панель камеры содержит гнездо вспышки, «горячий башмак», совмещенный с мультиинтерфейсным портом для подключения аксессуаров, два отверстия микрофона, а также селектор режимов на 11 позиций, диск экспокоррекции (от -3 до +3 EV) и кнопку спуска с рычажком включения/выключения. Для управления указательным пальцем правой руки также предназначена небольшая перепрограммируемая кнопка, нажатие которой по умолчанию запускает настройку ISO.
И да, кстати, верхняя панель очень напоминает верх Fujifilm X100s по расположению элементов и их функциональному назначению.
Основная часть органов управления находится сзади, справа от дисплея. Прежде всего, стоит отметить возможность перепрограммировать большинство клавиш под себя. Управление камерой реализовано просто, понятно и удобно. На задней панели также нашлось место для прорезиненного упора для большого пальца, на боковой грани которого утоплена кнопка быстрого старта видеозаписи.
Отсек на левой боковине предоставляет доступ к разъемам USB, micro HDMI, а также к 3.5 мм гнезду дня внешнего микрофона. Кстати, крошечный индикатор зарядки батареи находится рядом с USB портом и если специально не присматриваться, то его можно и вовсе не заметить. Противоположная боковина содержит лишь скобу крепления наплечного ремешка.
Снизу ничего примечательного — отсек для батареи и карты памяти, системный динамик и штативное крепление. Крышка отсека располагается довольно близко к резьбе под штатив. В зависимости от конструкции штатива, доступ к отсеку может быть заблокирован.
Экран, интерфейс
Sony DSC-RX1R оснащается прекрасным дисплеем с разрешением 1,2 миллиона точек, выполненным по технологии White Magic. Главной особенностью технологии является четырехточечный состав пикселя матрицы. Помимо трех основных цветов, каждый пиксель содержит дополнительную белую точку. За счет этого повышается общая яркость дисплея и снижается его энергопотребление. Трехдюймовая ЖК-матрица демонстрирует углы обзора близкие к 180 градусам, а также отличную цветопередачу. Пожалуй, единственным недостатком является защитный экран, выполненный из пластика, а не из закаленного стекла.
И еще об одном забавном моменте. Настройки камеры позволяют изменить качество отображаемой на дисплее картинки. На качество снимков это никак не повлияет, равно как и на ресурс аккумулятора. Возможно, так Sony решила тонко подчеркнуть вот что: дисплей настолько хорош, что выводимую картинку можно даже слегка подпортить.
Меню Sony DSC-RX1R ничем не отличается от меню первой модификации — оно было унаследовано от камер серии Alpha SLT. Большинство настроек съемки отображаются в виде двух колонок по краям экрана. Перемещения по меню и изменение настроек реализованы предельно просто. Единственный более-менее ощутимый недостатк — то, что нет функции быстрого переключения между форматом JPEG и RAW и их комбинацией.
Функциональные возможности
Очевидно, что в Sony DSC-RX1R все вращается вокруг ее полнокадрового сенсора. Матрица с разрешением 24,3 мегапикселя разрабатывалась Sony специально для RX1 и SLT-A99, а сейчас лишилась low pass фильтра. Такой фильтр, напомним, нужен для подавления эффекта муара. Отсутствие фильтра значительно повышает детализацию картинки. Это будет заметно по тестовым снимкам, к которым мы перейдем чуть позже.
Чувствительность матрицы настраивается в пределах от 100 до 25600 единиц, при этом нижняя граница может быть сдвинута до отметки ISO 50. Самое низкое значение ISO наверняка пригодится при съемке в солнечный день с полностью открытой диафрагмой. Дело в том, что минимальная выдержка составляет 1/4000 с, а нейтральный светофильтр в камере не предусмотрен. На сегодняшний день это одна из лучших full frame матриц на рынке в плане шумов, динамического диапазона и цветопередачи. По непонятным причинам, камера способна делать снимки с соотношением сторон либо 3:2, либо 16:9. Такой же огрех имелся и у Sony DSC-RX1, а сразу после ее выхода оставалась надежда на свежую прошивку, позволяющую снимать кадры формата 1:1 и 4:3. Но, увы, этого не произошло.
Процессор BIONZ был слегка доработан для более корректной обработки изображений, получаемых без АА-фильтра. Быстродействие же осталось прежним. Частота серийной съемки составляет 2,5 кадра в секунду с активным автофокусом и возрастает вдвое в случае его блокировки. Это очень скромный результат, хотя камера и не борется за звание репортажной. Довольно неторопливо аппарат готовится к работе — на его включение уходит примерно две секунды.
Больше всего споров возникло из-за объектива и системы автофокусировки. Часть пользователей хотела бы видеть более широкоугольный фикс, другая мечтала о портретнике, третья ожидала увидеть зум-объектив. Sony DSC-RX1R предлагает «стекло» с фокусным расстоянием 35 мм, больше всего подходящее для репортажной и уличной съемки. Использованию камеры в роли репортажного инструмента способствует и неприметный внешний вид. Главным недостатком объектива можно назвать отсутствие стабилизатора изображения. Механизм подвижек матрицы также отсутствует. Впрочем, в некоторых случаях можно смело положиться на увеличение ISO, тем самым уменьшив выдержку. Объектив управляется при помощи трех колец — фокусировки, установки диафрагмы и переключения в макрорежим. Лепестковый затвор является частью конструкции объектива и способен отрабатывать выдержки вплоть до 1/4000 с. Механизм срабатывания практически бесшумный.
Внутри камеры программно реализовано устранение дисторсий, виньетирования и хроматических аберраций. Это избавляет от необходимости исправлять недостатки в RAW конвертере.
Фокусировка осуществляется по контрастному методу и заметно уступает сверхскоростным системам Panasonic и Olympus. Беззеркалки Sony NEX также фокусируются быстрее. Особенно заметна «задумчивость» автофокуса в условиях слабой освещенности. Кроме того, процесс наведения на резкость сопровождается заметным шумом. Следящая фокусировка присутствует лишь по документам, а на деле толку от нее мало. В общем, это явно не тот инструмент, о котором мечтали бы фотографы дикой природы и спорта. В режиме ручной фокусировки на помощь придет функция focus peaking, подсвечивающая зоны резкости на изображении. В фотоаппаратах Sony этот инструмент реализован наиболее качественно и практически незаменим в случае ручной наводки на резкость.
Одной из не самых очевидных, но очень полезных для профессионалов фич является частота синхронизации с внешними вспышками. Из-за необычной конструкции затвора она составляет 1/4000 секунды, что на деле дает широчайшую свободу по организации освещения. Встроенная же вспышка не представляет собой ничего особенного — обычная импульсная лампа средней мощности для освещения близко расположенных объектов.
Sony DSC-RX1R довольно бедна на различные творческие режимы, сценарии и фильтры. Ее возможности ограничиваются съемкой двух видов панорам, склеиванием HDR снимков и десятком сюжетных сценариев и художественных фильтров. Внутрикамерная работа с RAW здесь не предусмотрена. Кроме того, камера не умеет связываться по воздуху с мобильными устройствами — Wi-Fi модуль в ней отсутствует. Вероятно, следующее поколение полнокадровых компактов такую возможность все же получит.
Тестовые фотографии, автономная работа
Разумеется, мы не ожидали никаких различий между RX1 и RX1R. Картинка с последней выглядит чуть резче, а в том, что касается шума на высоких значениях ISO, обе камеры проявляют себя хорошо. Можно даже сказать, превосходно. Взгляните на тестовые снимки.
Все значения ISO, за исключением, пожалуй, максимума, пригодны для съемки и для печати изображений. Все вышеприведенные примеры сделаны с полностью отключенным шумоподавлением. Если же его включить, детализация немного снижается, но ее снижение не столь значительно, как было бы при наличии АА-фильтра на матрице. Словом, минимальный уровень «шумодава» можно использовать совершенно безбоязненно. А в этом случае можно полностью полагаться на функцию автоматического выбора чувствительности. К слову, все нижеследующие снимки были сделаны как раз в режиме Auto ISO с ограничением по длине выдержки — не более 1/80 секунды.
Sony DSC-RX1R способна записывать видео с ручными настройками экспозиции в Full HD с частотой 60 полных кадров за секунду со стереозвуком и сжатием по стандартам MPEG-4 и AVCHD.
Литий-ионный аккумулятор NP-BX1 емкостью 1240 мАч используется сразу в четырех моделях: RX1, RX1R, RX100 и RX100 II. Его заряда хватит примерно на три сотни снимков, что очень мало для камеры такого класса и ни в какое сравнение не идет с батареями зеркалок. Аккумулятор заряжается как от USB порта, так и от стационарной сети.
Конкуренты
Sony DSC-RX1 и RX1R являются первопроходцами на рынке компактных фуллфреймов, поэтому прямых конкурентов до сих пор не имеют. Ближе всего подобрались Fujifilm и Leica со своими компактами класса премиум. Ну а среди полнокадровых камер самыми заманчивыми вариантами являются Nikon D600 и Canon EOS 6D.
Fujifilm X100S
Fujifilm X100S построена на базе X-Trans II CMOS сенсора формата APS-C, который также лишен низкочастотного фильтра. Для подавления эффекта муара в такой матрице используется особая структура цветового шаблона. Важным преимуществом сенсора также является наличие встроенных датчиков фазовой фокусировки.
Кроме этого, камера оснащена гибридным видоискателем, не имеющим аналогов. Ну и самое главное — Fujifilm X100S стоит почти вдвое дешевле Sony DSC-RX1R, да и смотрится, пожалуй, посимпатичнее.
Читайте также : Законодательница моды. Обзор фотокамеры Fujifilm X100S
Leica X Vario
Главной особенностью Leica X Vario является зум-объектив 28–70 мм F3.5–6.4, проецирующий изображение на 16-мегапиксельную матрицу формата APS-C. По сути, это первая компактная камера со столь крупным сенсором и зум-объективом. Собственно, в этом и состоит ее главное и самое принципиальное отличие от Sony DSC-RX1R, которая не дает никакой возможности оптического зума.
Ходят слухи, что следующим ходом Leica станет выпуск компактного фуллфрейма с переменным фокусным расстоянием объектива. Sony в свою очередь тоже работает над чем-то подобным. Так что основная конкурентная борьба в сегменте полнокадровых камер развернется между Sony и Leica.
Читайте также : Недостающее звено. Обзор компактной камеры Leica X Vario
Nikon D600 и Canon EOS 6D
На сегодняшний день это самые доступные полнокадровые зеркальные камеры на рынке. Их неоспоримыми преимуществами перед Sony RX1R являются привлекательная цена, продвинутая эргономика, скоростная фазовая система фокусировки, больший ресурс батареи и, конечно, возможность менять оптику.
Кроме того, есть все основания полагать, что в Sony Cyber-shot DSC-RX1R стоит точно такой же сенсор, что и в D600. Только без АА-фильтра. Изображения с этих камер очень похожи по цветовой гамме. Однако зеркалка обойдется значительно дешевле.
Читайте также : Самая доступная полнокадровая камера. Подробный обзор Nikon D600
Выводы
Топовый компакт семейства Cyber-shot Sony DSC-RX1R не заменяет предшественницу, как могло показаться на первый взгляд, а всего лишь дополняет коллекцию. Камеры абсолютно идентичны, если не считать наличия низкочастотного фильтра у RX1 и нескольких несущественных доработок у RX1R. Остается лишь посочувствовать тем, кто приобрел Sony DSC-RX1, хотя больше нуждался в камере без АА-фильтра. В этом плане Sony поступила с поклонниками не слишком честно.