Обзор видеокарты NVIDIA GeForce GTX 1060: новая волна конкуренции
В действительности, хоть это тестирование и посвящено очередной (третьей по счету) Pascal-видеокарте, но статью можно было бы назвать по-другому: «Обзор видеокарты AMD Radeon RX 480: новый виток конкуренции». Все очень просто. В обзоре дебютного Polaris-а роли соперников исполняли ускорители, которые уже давно находятся в продаже. Тем же GeForce GTX 970/980 в сентябре исполнится ни много ни мало два года. Теперь у Radeon RX 480 появился полноценный конкурент. Или наоборот.
Технические характеристики и особенности конструкции
К нам в тестовую лабораторию прибыла версия Founders Edition. Как обычно. Сразу же скажу: официально в России референс продаваться не будет, так как эталонную модификацию GeForce GTX 1060 NVIDIA реализует исключительно силами собственного магазина, а в России такого нет. Однако известна рекомендованная цена на кастомные модели — от 19 000 рублей. Приблизительно столько же просят за 8-гигабайтную референсную версию Radeon RX 480.
NVIDIA GeForce GTX 1060 Founders Edition | AMD Radeon RX 480 | |
Название чипа | GP106 | Polaris 10 (Ellesmere) |
Техпроцесс | 16 нм | 14 нм |
Количество потоковых процессоров / CUDA-ядер | 1280 | 2304 |
Количество текстурных блоков | 80 | 144 |
Количество ROP | 48 | 32 |
Кэш второго уровня | 1,5 МБ | 2 МБ |
Частота ядра | 1506 (1708) МГц | 1120 (1266) МГц |
Память | GDDR5, 6 ГБ, 2000 (8000) МГц | GDDR5, 8 ГБ, 2000 (8000) МГц |
Интерфейс памяти | 192 бит | 256 бит |
Пропускная способность памяти | 192 ГБ/с | 240 ГБ/с |
Уровень TDP | 120 Вт | 150 Вт |
Питание | 6 пин | 6 пин |
Рекомендованная цена в России (США) | от 19 000 руб. ($250 — MSRP; $300 — Founders Edition) | 19 000 руб. ($240) |
Подробно об архитектуре Pascal и новых технологиях NVIDIA я уже писал в обзоре про GeForce GTX 1080. Повторяться не буду. Если субфлагманы «зеленых» базируются на графическом процессоре GP104, то GeForce GTX 1060 получила абсолютно новый чип — GP106. Давайте проведем два сравнения.
Во-первых, в GP106 используется два кластера процессорной графики (GPC). «Камень» получил десять потоковых мультипроцессоров (SM), 1280 ядер CUDA, 80 текстурных блоков и 48 ROP. Это на 640, 40 и 16 единиц меньше, чем у GP104, используемого в GeForce GTX 1070, но на 256, 16 и 16 блоков больше, чем у GM206 и GeForce GTX 960 соответственно. На смену второму адаптеру, судя по маркировке, и пришла GeForce GTX 1060. Уже сейчас, без каких-либо тестов, очевидно, что разница в производительности между третьим и вторым Pascal’ем в табели будет ощутимая.
GP106 и GP104 функционируют на одинаковой тактовой частоте 1506 МГц. Скорость работы памяти у GeForce GTX 1060 и GeForce GTX 1070 одинаковая, но в младшей версии используется всего 6 ГБ вкупе со 192-битной шиной. Отсюда и небольшая пропускная способность в размере 192 ГБ/с.
Во-вторых, AMD производит свои чипы (пока только чип) по более тонкому 14-нм техпроцессу. Но что мы видим на деле? Кристалл Polaris 10, используемый в Radeon RX 480, имеет полезную площадь 232 мм2 и транзисторный бюджет в размере 5 млрд кремниевых элементов. У GP106 всего 4,4 млрд затворов, уместившиеся на 200 мм2. Сравниваем плотность и получаем весьма занятные цифры: 21,55 млн транзисторов на один квадратный миллиметр у Polaris против 22 млн транзисторов на один квадратный миллиметр у Pascal. Вот вам и 16-нанометровый техпроцесс! При этом GeForce GTX 1060 потребляет на 30 Вт меньше Radeon RX 480.
У Pascal больше плотность транзисторов
Референсный образец выполнен в стиле эталонных версий GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1080. Мне нравится. Некоторые отличия все же имеются. Если мы говорим о конструкции, то здесь все осталось по-прежнему. Используется проверенный временем нагнетатель тангенциального типа. Он прогоняет холодный воздух через радиатор без тепловых трубок. Уже нагретые потоки выводятся через специальную решетку на I/O-панели видеокарты. Если мы говорим о дизайне, то Founders-версия GeForce GTX 1060 лишилась стеклянного окошка. Его место заняла пластиковая заглушка. Так дешевле, но, право, и брутальнее!
Фотография оборотной стороны дает больше пищи для размышлений. Бекплейта нет, как у тех же референсов GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 1080. Печатная плата укороченная. В этом плане эталоны GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480 схожи. Но самое интересное — это расположение 6-пинового коннектора питания.
Обычно пластиковый порт распаивают прямо на печатной плате. В GeForce GTX 1060 Founders Edition он крепится непосредственно к кожуху кулера. Полностью поддерживаю такую инженерную задумку. Коннектор, размещенный посередине видеокарты, портит всю картину при прокладке кабелей внутри корпуса. Очевидно, что на основе печатной платы, используемой в GeForce GTX 1060, появится еще одна (две, три?) видеокарта, которой, скорее всего, уже не потребуется дополнительное питание.
Еще один момент. GeForce GTX 1060 лишилась разъемов для подключения гибких (и не очень) мостиков. То есть технология SLI не поддерживается. Мотив ясен: NVIDIA не хочет, чтобы две такие видеокарты конкурировали с одной GeForce GTX 1080, ведь флагман «зеленых» стоит на 100-200 долларов дороже. Лично я в отсутствии поддержки SLI не вижу никакой проблемы, ибо уже давно выступаю против связок из нетоповых акселераторов. Овчинка выделки не стоит.
Набор видеовыходов у GeForce GTX 1060 Founders Edition стандартный. Держателей «сильно подержанных» мониторов порадует порт DVI. У референсной Radeon RX 480 такого нет. Мне же приятно, что новые видеокарты теперь дружат с HDR. Энергоэффективная GeForce GTX 1060 — неплохой вариант для сборки компактного HTPC, который без проблем справится со всеми играми в разрешении Full HD.
Вот так выглядит кулер без металлического кожуха. В основе лежит алюминиевый радиатор с двумя тепловыми трубками. В старших Pascal, как известно, используются испарительные камеры.
Фото печатной платы только подтверждает мои догадки: на базе этой же PCB мы вскоре увидим новый (новые) продукт (продукты). Два места под распайку чипов памяти не заняты. Подсистема питания графического процессора GP106 состоит из трех фаз.
Официально Boost-частота графического процессора GeForce GTX 1060 составляет 1708 МГц, но в FurMark скорость чипа поднялась до 1823 МГц. В играх она колеблется в диапазоне 1823-1886 МГц. Под нагрузкой GPU прогрелся до 76 градусов Цельсия. На расстоянии метра от тестового стенда шумомер зафиксировал 39,5 дБ. Заметно, но вполне комфортно. Вентилятор раскрутился до 2000 об/мин. Первый итог противостояния Radeon RX 480 и GeForce GTX 1060: референс NVIDIA выполнен более качественно.
Подсистема питания охлаждается не слишком эффективно. Элементы со стороны выводов прогрелись до 90 градусов Цельсия. Впрочем, ничего страшного в этом нет. .
В плане энергоэффективности GeForce GTX 1060 опять же выглядит предпочтительнее Radeon RX 480. Да и многих других игровых видеокарт.
Тестирование
Тестовый стенд:
- Процессор: Intel Core i7-4790K @4,5 ГГц
- Процессорный кулер: Corsair H75
- Материнская плата: MSI Z97 MPOWER
- Накопитель: SSD Patriot Blast 480 Гбайт
- Оперативная память: DDR3-2133, 2x 8 Гбайт
- Блок питания: Corsair HX850i, 850 Вт
- Периферия: монитор LG 31MU97
- Операционная система: Windows 10 х64
- Драйверы: AMD — 16.6.2; NVIDIA — 369.64
Практически все игры запускались с максимальными настройками качества графики. Сглаживание использовалось только для разрешений Full HD и WQHD. Пояснение по настройкам есть на самих графиках и таблицах. Скриншоты с полным перечнем опций расположены в .
Steam VR
Начнем с набирающего популярность VR-гейминга. Пока аксессуары стоят дороже самих видеокарт, но мечтать, как говорится, не вредно. Вредно — не мечтать. Оба производителя используют разный подход по оптимизации своих решений под гейминг в среде виртуальной реальности. AMD по большей части возложила все операции на асинхронные вычисления. В Pascal от NVIDIA используется аппаратный блок Simultaneous Multi-Projection. На практике встроенный бенчмарк Steam демонстрирует, что GeForce GTX 1060 с 8,6 баллами выглядит предпочтительнее Radeon RX 480 c семью очками. Но обе видеокарты готовы к VR.
DirectX 11
Для большей наглядности я свел результаты тестирования GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480 на дефолтных частотах (без разгона) в две таблицы. Рассмотрены разрешения Full HD и WQHD. С производительностью новинок в 4K можете ознакомиться . Все же основной паттерн использования этих видеокарт — 1080p. В этом разрешении и Radeon RX 480, и GeForce GTX 1060 запускают игры на максимальных настройках качества графики.
Что ж, противостояние получается весьма упорным. В мегапопулярном среди «ПК-бояр» The Witcher III: Wild Hunt «тысяча шестидесятая» обходит Radeon RX 480 на 9% в разрешении Full HD и на 8% в WQHD.
В некоторых играх, работающих с DirectX 11, GeForce GTX 1060 просто деклассирует Radeon RX 480. Например, в GTA V младший Pascal опережает своего конкурента на 37% в Full HD и на 34% в WQHD. Впрочем, любовь этого приложения к «зеленым» видеокартам давно известна. Еще один пример — Battlefield 4.
А вот в Tom Clancy’s the Division между GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480 наблюдается равенство.
Занятно, что в RotTR между GeForce GTX 1060 и разогнанной GeForce GTX 970 практически нет разницы, если сравнивать эти адаптеры по среднему фреймрейту. А вот наличие дополнительных двух гигабайт памяти позволяет Pascal-карте избежать столь противных просадок FPS.
В целом противостояние между GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480 действительно получается упорным, но в подавляющем большинстве случаев, в играх с DirectX 11, победителем из этих схваток выходит «зеленый» 3D-ускоритель.
DirectX 12
В играх, использующих низкоуровневые API, ситуация меняется с точностью до наоборот. Лидером в гонке народных видеокарт становится Radeon RX 480. В личной беседе с представителями компании AMD, которая прошла на днях на специальном мероприятии, посвященном запуску новых устройств, мне так и сказали: подобная ситуация — тенденция, так как «красные» ускорители графики лучше работают с асинхронными вычислениями, нежели продукция NVIDIA. Но меня терзают смутные сомнения. Согласно официальным данным, в Pascal работа асинхронных вычислений тоже улучшилась. Да, в Quantum Break Radeon RX 480 опережает GeForce GTX 1060 на 10% в Full HD и 11% в WQHD. Но давайте посмотрим на другие игры.
Ashes of Singularity долгое время использовалась маркетологами «красных» как убойная улика, доказывающая тотальное превосходство видеокарт Radeon в DirectX 12. Но вместе с GeForce GTX 1060 вышел драйвер под номером 369.64. Теперь впереди GeForce. Вот и в Total War: Warhammer между соперничающими картами паритет. В DirectX 12. Тоже тенденция.
NVIDIA догоняет AMD в DirectX 12
Понятно, что за DirectX 12 играми будущее. Впереди такие хиты, как «Цивилизация 6» и Battlefield 1, которые также поддерживают этот низкоуровневый API. Опростоволоситься с такими хитами смерти подобно. Самое интересное во всей этой ситуации — не забудут ли под DirectX 12 и Vulkan оптимизировать не только Pascal’и, но Maxwell’ы? Про существование Kepler, кажется, в NVIDIA уже давно невспоминают.
3DMark Time Spy
Наконец-то Futuremark выпустила подтест 3DMark, поддерживающий DirectX 12. Приведу результаты GeForce GTX 1060 и Radeon RX 480 в баллах. GeForce GTX 1060 оказалась чуточку впереди.
И в FPS.
Тест 1, FPS | Тест 2, FPS | |||
AMD Radeon RX 480 | 23 | 26,2 | 15 | 22 |
NVIDIA GeForce GTX 1060 | 23 | 26,4 | 16 | 22,7 |
OpenGL и Vulkan
Как и ожидалось, новенький DOOM теперь поддерживает не только OpenGL, но и низкоуровневый API Vulkan. Результаты получились шокирующими. «Красные» карты прилично прибавили. В разрешении Full HD та же Radeon RX 480 при смене API прибавила 47,6%! К сожалению, FRAPS с Vulkan не работает, а программа Action! ограничена частотой кадров монитора. WQHD-дисплея с частотой развертки 120-144 Гц под рукой не оказалось.
GeForce GTX 1060 прибавлять FPS от смены программного интерфейса в нашем тестовом отрезке отказалась. Посмотрим, изменится ли ситуация с выходом новых версий драйверов. Второй интересный момент: Vulkan заметно разгружает центральный процессор.
Вычисления
А вот результаты GeForce GTX 1060 в неигровых бенчмарках и приложениях. Pascal — это исключительно геймерские решения, но вдруг кому-то пригодится.
Разгон
Наконец, давайте проанализируем прирост производительности от разгона видеокарты. Оверклокерский потенциал у GeForce GTX 1060 приличный. В MSI AfterBurner ползунок Power Limit выкручен до 116%. В итоге тактовую частоту чипа и памяти удалось увеличить с 1506 МГц и 2000 МГц до абсолютно стабильных 1711 МГц и 2259 МГц соответственно. В играх скорость работы процессора колебалась в диапазоне 2012-2088 МГц, то есть стабильно выше 2 ГГц!
Разгон прибавил 10-13% FPS
Как видите, в большинстве игр прибавка 200 МГц (13%) по чипу практически пропорционально сказалась на увеличении производительности. Мелочь, а приятно.
Напоминаю, что из-за сжатых сроков тестирования результатов тестирования разогнанной Radeon RX 480 у меня (пока) нет. А так было бы очень интересно сравнить эти адапетры, как говорится, на пике своих возможностей.
В заключение
GeForce GTX 1060 наглядно демонстрирует эволюцию игровых видеокарт. 9 сентября 2014 года вышла GeForce GTX 980 стоимостью 500 долларов. Спустя практически два года NVIDIA представила адаптер со схожим уровнем быстродействия, но вдвое дешевле. Ждем производительность GeForce GTX 1060 за 125 долларов в 2018-м? Как показало тестирование, новинка справляется со всеми современными играми в разрешении Full HD да на максимальных настройках качества графики и вполне боеспособна в WQHD. В играх, использующих DirectX 11, GeForce GTX 1060 в большинстве случаев оказалась быстрее Radeon RX 480. В DirectX 12 и Vulkan чаще быстрее конкурент. Но нельзя не отметить, что с выпуском новых версий драйверов дела с производительностью в низкоуровневых API у видеокарт NVIDIA становятся все лучше.
Плюсы GeForce GTX 1060 очевидны. Референс холоднее и тише. Карта Founders Edition потребляет меньше энергии. К тому же обладает хорошим разгонным потенциалом. А это значит, что в скором времени от партнеров NVIDIA появится бесчисленное множество кастомных модификаций, которые будут еще быстрее, еще тише и еще холоднее. В общем, выбрать явно будет из чего. В бытовом плане GeForce GTX 1060 уж точно превосходит Radeon RX 480.
Интересный вопрос: насколько хватит 6 ГБ памяти? Думаю, года на два точно, если мы говорим о разрешении Full HD.
Собственно говоря, вот и плюсы Radeon RX 480. Они очевидны: карта однозначно не ударит лицом в грязь в играх с поддержкой низкоуровневых API. К тому же у нее есть 8 ГБ памяти, а потому в какой-то степени справедливо повесить на «четыреста восьмидесятую» ярлык более «долгоиграющего» акселератора. Настораживает только, что до сих пор в продаже нет ни одной кастомной версии «Поляриса». Неужели все настолько плохо с разгоном? Ждем августа. Ну и время показало, что история про 200-долларовую версию Radeon RX 480 — это типичный маркетинг. Историю про разблокировку памяти вы наверняка уже слышали. В продаже референсов с 4 ГБ нет, а вот версии с 8 ГБ — в наличии.
Посмотрим, сколько в итоге будут стоить кастомы GeForce GTX 1060 в России. Напомню, что версии Founders Edition официально в нашей стране не будет. Нерефы пойдут в рознице от 19 000 рублей. Понятно, что за такую цену речь идет о максимально простых версиях от таких компаний, как Palit и Zotac. А вот крутые кастомы обойдутся в более кругленькую сумму. Например, модель MSI GeForce GTX 1060 GAMING X 6G на старте продаж будет стоить 24 000 рублей. Дорого. Лучше подзатянуть поясок, но за 29-30 000 рублей взять самую дешевую GeForce GTX 1070. Ниже приведен список американских цен на некоторые нереференсы:
- EVGA GTX 1060 edition — $249;
- EVGA GTX 1060 Superclocked (SC) Edition — $259;
- ASUS STRIX-GTX1060-6G-GAMING — $329;
- ASUS Turbo Edition — $249;
- PNY GeForce GTX 1060 — $259;
- MSI GeForce GTX 1060 GAMING X 6G — $289;
- MSI GeForce GTX 1060 Gaming 6G — $279;
- MSI GeForce GTX 1060 Armor 6G OC — $259;
- MSI GeForce GTX 1060 6GT — $249;
- Gigabyte GV-N1060G1 GAMING-6GD — $289;
- Zotac GeForce GTX 1060 AMP 6GB — $279;
- Zotac ZT-P10600A-10L ZOTAC GTX 1060 Mini 6G — $249.
Так как версия Founders Edition официально в России не продается, то устройство остается без оценки. Жаль, референсы у NVIDIA добротные. Этот — не исключение.
NVIDIA GeForce GTX 1060 Founders Edition | |
Плюсы: | Минусы: |
Высокий уровень производительности; | Заметный нагрев подсистемы питания. |
Хороший разгонный потенциал; | |
Низкое энергопотребление. | |
Хороший разгонный потенциал; | |
Низкое энергопотребление. |